Заместитель главного врача

Конфликтология в фармвузе

  • 2 июня 2017
  • 59

Концепция фармацевтической помощи включает в себя моральные обязательства за благополучие пациентов как личностей, которые нуждаются в сочувствии и заботе фармацевтов.

Концепция фармацевтической помощи включает в себя моральные обязательства за благополучие пациентов как личностей, которые нуждаются в сочувствии и заботе фармацевтов.

Зачем фармацевту конфликтология?

Конфликт в аптеке

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Концепция фармацевтической помощи включает в себя моральные обязательства за благополучие пациентов как личностей, которые нуждаются в сочувствии и заботе фармацевтов.

Однако достаточно часто пациенты отмечают непрофессиональное, грубое или безразличное отношение со стороны работников аптечных организаций.

Конфликтные ситуации в аптеке — явления частые

Фармацевтические работники должны обладать сформированными навыками управления конфликтами, чтобы снизить частоту острых ситуаций и негативный эффект от их воздействия как на пациентов, так и на самих специалистов.

Для этого базовая программа подготовки фармацевтических кадров на всех уровнях профессионального образования (среднего, высшего, послевузовской подготовки и повышения квалификации фармацевтических специалистов) должен содержать курс фармацевтической конфликтологии.

Анализ уровня теоретических знаний 154 фармацевтических специалистов в области конфликтологии показал, что 62% опрошенных не имеют теоретических знаний по конфликтологии, не знают, как вести себя при конфликте и как бороться с негативными последствиями конфликтов.

Поэтому мы считаем необходимым обучать студентов и специалистов фармацевтической отрасли теоретическим основам конфликтологии, для минимизации деструктивных последствий конфликтов, чтобы конфликтные ситуации в аптеке не отражались на здоровье работников.



Последствия рабочих конфликтов

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что частые конфликты на рабочем месте приводят к снижению удовлетворенности работой, профессиональному стрессу и преждевременному эмоциональному выгоранию сотрудника.

Эмоциональное выгорание характеризуется моральным истощением, деперсонализацией (безразличие и (или) цинизм) и редукцией персональных достижений.

В свою очередь, эмоциональное выгорание фармацевтического работника, его безразличное отношение к проблемам посетителей может повлечь снижение эффекта от принимаемых пациентом лекарственных препаратов.

В ПГФА в рамках дисциплины по выбору проводятся занятия, направленные на формирование конфликтологической компетентности.

Мировой опыт

В зарубежной медицинской и фармацевтической литературе конфликт рассматривается в основном как барьер коммуникации и поэтому навыки управления конфликтами — составная часть коммуникативной компетентности.

Для снижения частоты конфликтов и уменьшения эффекта негативных (деструктивных) проявлений их учеными разных стран предприняты попытки по разработке руководств по формированию навыков эффективной (бесконфликтной) коммуникации.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

США

Коллективом авторов Американской ассоциации фармацевтических колледжей разработано руководство для преподавания курсов фармацевтической коммуникации, где наряду с теоретическими знаниями о коммуникации и конфликте, представлены задания для формирования навыка разрешения конфликтов в фармацевтической практике.

Австралия

Национальное австралийское объединение фармацевтических студентов совместно с Гильдией аптечных работников Австралии издали пособие для фармацевтических студентов «Фармацевтический студент на рабочем месте: мои права, мои обязанности». Пособие содержит информацию и практические рекомендации для студентов по проведению грамотной консультации пациентов, предотвращению и успешному разрешению конфликтов.

Важно!

В разных странах мира (Нидерланды, Новая Зеландия, Канада, США и др.) разработаны руководства и пособия для среднего медицинского персонала и фармспециалистов по формированию навыков управления конфликтами.
Проведенный анализ литературных источников не выявил специализированных пособий по управлению конфликтами для фармспециалистов России.

Фармацевт должен знать и уметь

Конфликтологическая компетентность подразумевает наличие знаний (когнитивный блок), умений управлять личностными характеристиками и эмоциями (личностный блок), навыков разрешения конфликтных ситуаций (поведенческий блок).

Анализ литературы позволил выделить основные позиции, необходимые для включения в когнитивный блок конфликтологической компетентности фармработника.

К ним относятся:

  • понятие о конфликте как о социальном явлении;
  • механизмы возникновения и развития конфликтов;
  • динамика развития конфликтов;
  • стили поведения в конфликте;
  • способы защиты от негативных последствий конфликтов;
  • способы управления и предотвращения конфликтов, в т. ч. в условиях аптечной организации; причины возникновения конфликтов между фармработником и пациентами;
  • факторы, влияющие на возникновение конфликтов в фармацевтической организации.

Следует отметить, что самообучение (изучение пособий и руководств) не заменит интерактивного тренинга, однако может предварять его, давая возможность участникам изучить теоретические вопросы коммуникации.

К такому выводу пришли европейские ученые (Лиман Л. и др.), проанализировав результаты обучения коммуникативным навыкам двух групп студентов, первая группа изучала навыки коммуникации самостоятельно с помощью руководств, другая прошла тренинг.

Статья из журнала "Новая аптека" № 11, 2015

Рекомендации по теме
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов по ВКК!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Консилиум»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.