Медицинский портал - сайт для врачей и фармацевтов

Практическое руководство по ранней диагностике нарушений развития речи

20 сентября 2019
6
Средний балл: 5 из 5

Практическое руководство по ранней диагностике нарушений развития речи у детей с перинатальной патологией нервной системы

Практическое руководство по ранней диагностике нарушений развития речиОтклонения в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период. Усилия специалистов должны быть направлены на их раннюю диагностику и коррекцию.

В рекомендации представили современные данные об этапах формирования речи в раннем детском возрасте и влиянии перинатальной патологии нервной системы на этот процесс, привели классификацию речевых нарушений, принципы ранней диагностики и подходы к их коррекции. Практическое руководство составили при участии Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины и Союза педиатров России.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Влияние перинатальных поражений мозга на речевое развитие детей

В последние годы наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. Как следствие, растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений. Перспективы нервно-психического развития и успешность обучения детей зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сферах. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к дизонтогенезу.

Причины отставания развития речи ребенка

Причинами отставания в развитии речи могут быть:

  • патология течения беременности и родов;
  • действие генетических факторов;
  • поражение органа слуха;
  • общее отставание в психическом развитии ребенка;
  • факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат представлен структурами нервной системы. В него входят речевые зоны коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые узлы, мозжечок, проводящие пути, ядра ствола головного мозга, а также нервы, иннервирующие дыхательные, голосовые и артикуляторные мышцы.

Читать подробнее >>


  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать


Основные компоненты речи

Речевая функция имеет две важнейшие составляющие:

  • Восприятие звуков речи, основанное на фонематической системе языка (речевой гнозис) — обеспечивается зоной Вернике (поле 22 коры левого полушария).
  • Воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, обеспечивается зоной Брока в нижних отделах премоторной коры (поля 44 и 45).

В соответствии с этим в психологии разграничиваются:

  • импрессивная речь (процесс понимания смыслового содержания речевого высказывания);
  • экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка

Смотреть перечень подсистем >>

Дети отличаются друг от друга по срокам формирования как фонематического восприятия, так и моторики речевого аппарата. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Показатели речевой нормы у детей раннего возраста

  • Возраст от рождения до одного года
  • Возраст от одного года до двух лет
  • Возраст от двух до трех лет

Посмотреть показатели, соответствующие развитию речи в норме

Причины нарушений развития головного мозга новорожденных

Наиболее значимыми причинами, приводящими к нарушению нормального хода развития развивающегося головного мозга согласно положениям МКБ-10 и Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных (РАСПМ, 2000), относятся:

  • Церебральная гипоксия - ишемия.
  • Родовая травма ЦНС.
  • Инфекции ЦНС.
  • Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения.

Выраженность возникающих при этом нарушений отличается вариабельностью. Тяжесть повреждений ЦНС зависит от срока гестации, степени зрелости, а также морфологических особенностей, присущих данному гестационному возрасту. Кроме того, решающее значение оказывают и такие показатели, как длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов.

Детально изучить причины с учетом вариабельности >>

Определение групп риска по формированию нарушений речи у детей 1-го года жизни

Обязательными этапами динамического неврологического контроля за детьми на 1-м году жизни являются:

  • 1 мес. жизни (неонатальный период)
  • 1-3 мес. жизни
  • 3-6 мес.
  • 6-9 мес.
  • 9-12 мес.

Оценка неврологического статуса и психомоторного развития на 1-м году должна проводится по следующим критериям.

  • Общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог).
  • Состояние черепных нервов.
  • Общая двигательная активность (поза, объем активных и пассивных движений, мышечный тонус), сухожильные и периостальные рефлексы.
  • Безусловные (врожденные) рефлексы, степень выраженности и редукция.
  • Психо-эмоциональные и предречевые реакции.

Изучить детально этапы динамического неврологического контроля на 1-м году жизни ребенка

В полной версии рекомендации назвали синдромы нарушений речевого развития у детей раннего возраста, современные классификации расстройств развития речи, описали проявления общего недоразвития речи, принципы организации диспансерного наблюдения и подходы к ранней коррекции речевых нарушений.

Развернуть рекомендацию полностью в Системе Консилиум >>



logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов по ВКК!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов по ВКК!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Provrach.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов по ВКК!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
на обучение в Школе врача

Получить удостоверение

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Заместитель главного врача»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Консилиум»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.